Информация о результатах реализации Государственной программы «Энергосбережения» на 2016-2020 годы за 2018 год

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. №248 «Об утверждении Государственной программы «Энергосбережение» на 2016 – 2020 годы» (далее – Государственная программа) установлены сводные целевые показатели: «Снижение энергоемкости валового внутреннего продукта» (далее – ВВП) и «Отношение объема производства (добычи) первичной энергии к объему валового потребления топливно-энергетических ресурсов» (далее – доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР) и целевые показатели подпрограмм: «Экономия ТЭР» и «Отношение объема производства (добычи) первичной энергии из возобновляемых источников энергии к объему валового потребления топливно-энергетических ресурсов» (далее – доля ВИЭ в валовом потреблении ТЭР).
Постановлением Совета Министров от 9 января 2018 г. № 13 «О важнейших целевых показателях заказчиков государственных программ на 2018 год» важнейшими целевыми показателями заказчиков госпрограмм на 2018 год установлены для:
Госстандарта (Департамента по энергоэффективности) – экономия ТЭР в целом по республике;
республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее – органы госуправления), облисполкомов и Минского горисполкома – целевые показатели энергосбережения.
Результаты работы заказчиков Государственной программы за 2018 год позволили обеспечить выполнение большинства целевых показателей Государственной программы.
1. Снижение энергоемкости ВВП
На 2018 год установлен показатель по снижению энергоемкости ВВП плюс 1 процент при темпах роста ВВП 103,5 процента.
Планируемый рост энергоемкости ВВП к уровню 2017 года обусловлен принятым решением Республики Беларусь впервые полностью отказаться от импорта электрической энергии.
Рост ВВП (на 3 процента) в 2018 году сопровождался опережающим ростом валового потребления ТЭР (на 4,5 процента) по двум составляющим: суммарному потреблению ТЭР с учетом замещения импорта
электрической энергии на 3,7 процента (в пределах плановых объемов) и потреблению нефтепродуктов населением и в качестве сырья на производство нетопливной продукции на 11,8 процента (нерегулируемая Госстандартом часть валового потребления ТЭР).
Указанные причины роста нерегулируемых государством отдельных составляющих валового потребления ТЭР не позволили выполнить показатель по снижению энергоемкости ВВП. По оперативным данным Белстата за 2018 год выполнение данного показателя составило плюс 1,5 процента.
2. Экономия энергоресурсов
На 2018 год поставлена задача по экономии ТЭР в объеме 900 тыс. т у.т.
В соответствии с государственной статистической отчетностью по форме 4-энергосбережение (Госстандарт) экономия ТЭР по итогам 2018 года за счет мероприятий по энергосбережению составила 921,1 тыс. т у.т.
3. Целевые показатели энергосбережения
Большинством органов госуправления, облисполкомов и Минским горисполкомом, выполнены установленные на 2018 год целевые показатели энергосбережения.
Целевые показатели энергосбережения на 2018 год не выполнены Брестским, Витебским и Гродненским облисполкомами, Минздравом.
4. Показатели по экономии светлых нефтепродуктов
Согласно отчетам о ходе выполнения запланированных на
2018 год организационно-технических мероприятий по экономии СНП всеми органами госуправления, большинством облисполкомов и Минским горисполкомом обеспечено выполнение установленных на 2018 год показателей по экономии СНП.
Не обеспечено выполнение установленного Государственной программой показателя по экономии светлых нефтепродуктов на 2018 год Гомельским облисполкомом (фактическое выполнение 4,9 процента при годовом задании 5,0 процентов).
Реализация организационно-технических мероприятий по экономии СНП обеспечила получение по итогам работы за 2018 год экономии СНП в объеме 113,8 тыс. т у.т., что позволило сохранить потребление СНП в реальном секторе экономики на уровне соответствующего периода 2017 года при росте грузооборота автомобильного транспорта.
5. Использование местных ТЭР, в том числе возобновляемых источников энергии
На 2018 год установлен показатель по доле местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР – 14,7 процента.
По итогам 2018 года, по оперативным данным Белстата, доля местных ТЭР в валовом потреблении ТЭР составила 15,5 процентов и увеличена к уровню соответствующего периода 2017 года на 0,1 процента.
По итогам года показатели по доле местных ТЭР в КПТ большинством органов госуправления, облисполкомов и Минским горисполкомом выполнены.
Не обеспечено выполнение установленного Государственной программой целевого показателя по доле местных ТЭР в КПТ на 2018 год:
в региональном разрезе: Брестским, Витебским и Гомельским облисполкомами;
в разрезе органов госуправления: Минздравом, Минпромом, Минтрансом, концерном «Беллегпром».
По итогам 2018 года, по оперативным данным Белстата, доля ВИЭ в валовом потреблении ТЭР в целом по республике составила 6,1 процента при задании на 2018 год 6,0 процентов.
Не обеспечено выполнение установленного Государственной программой целевого показателя по доле ВИЭ в КПТ за 2018 год:
в региональном разрезе: Брестского, Витебского и Могилевского облисполкомов;
в разрезе органов госуправления: Минстройархитектуры, Минздрава, Минпрома, Минтранса, концерна «Беллегпром».
6. Ввод энергоисточников, работающих на местных видах топлива
В 2018 году в соответствии с подпрограммой «Развитие местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии» Государственной программы введен в эксплуатацию 21 энергоисточник на древесном и торфяном топливе суммарной тепловой мощностью 79,8 МВт.
Также в 2018 году введены в эксплуатацию следующие возобновляемые источники энергии:
12 ветроэнергетических установок суммарной электрической мощностью 16,8 МВт;
1 солнечная электростанция мощностью 3,6 МВт;
5 биогазовых установок суммарной электрической мощностью 5,0 МВт.
7. Финансирование мероприятий Государственной программы
По отчетным данным на реализацию общего комплекса энергосберегающих мероприятий Государственной программы за счет всех источников финансирования в 2018 году было направлено 1 371,15 млн рублей при плане 2 209,4 млн рублей (62,1 процента). Основными источниками финансирования мероприятий (69,4 процента в общем объеме инвестиций) были собственные средства организаций и кредитные ресурсы банков, доля каждого источника составила соответственно 40,3 и 29,1 процента. По итогам работы необходимо отметить падение уровня выполнения плана по использованию организациями собственных средств (55,3 процента) в сравнении с 2017 годом (91 процент), что, по имеющейся информации, связано с высокой закредитованностью организаций и недостаточностью собственных оборотных средств. По той же причине недостаточным остается привлечение для финансирования мероприятий кредитных ресурсов банков, доля которых в 2018 году выросла до 29 процентов в сравнении с результатом в 12 процентов в 2017 году.

8. Выводы и предложения по дальнейшей реализации Государственной программы.
Анализ текущего состояния каждой из подпрограмм Государственной программы и результатов, достигнутых за счет реализации мероприятий в 2018 году, показал их высокую эффективность. Однако, с учетом специфики расчета и выполнения показателя по снижению энергоемкости ВВП, в целом эффективность реализации Государственной программы классифицируется как средняя.
Постоянной межведомственной комиссией по государственным программам сделан вывод о продолжении дальнейшей реализации Государственной программы.

Печать