Новости

Электротранспорт: стимулы начинают давать результат

20211020 new1В 2021 г. в Беларуси наблюдается взрывной рост продаж электромобилей. Рассмотрим причины стремительного проникновения электротранспорта в нашу страну, меры по улучшению электромобильной инфраструктуры, перспективы развития данного направления.
Личный электромобиль – мода или прагматизм?
2020 год показал, что ведущие страны мира начали движение к глобальной электрификации транспорта: было продано более 3 млн электромобилей. Их общее число превысило 10 млн единиц. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 г. мировой парк электромобилей может вырасти до 145 млн. О своем намерении отказаться от выпуска автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже объявили крупнейшие автоконцерны.

20211020 new11

Беларусь не осталась в стороне от новой тенденции. Данные Мин­энерго свидетельствуют о растущей популярности электромобилей среди белорусских автовладельцев. Если на конец 2015 г. в стране насчитывалось лишь 27 электромобилей, то в декабре 2020 г. – 1,6 тыс. электрокаров, а к июлю 2021 г. – 4 тыс. (рост 150% за 7 месяцев). При этом свыше половины электромобилей (2112 единиц) были ввезены в страну в I полугодии 2021 г. – больше, чем за весь прошлый год (1810 единиц).
Столь высокий рост числа ввозимых электрокаров в I полугодии этого года обусловлен принятием Указа от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей», который создает благоприятные условия для ввоза электротранспорта для личного пользования. Данным Указом был предоставлен ряд налоговых льгот, действующих до 31.12.2025: освобождение покупателей от взимания государственной пошлины при ввозе электромобилей на территорию Беларуси, применение к ввозимым электромобилям, предназначенным для личного пользования, нулевой ставки НДС, предоставление юридическим лицам права на применение инвестиционного вычета в размере 100% от стоимости приобретенного электромобиля и 100% от стоимости зарядных устройств (в 2020 г., с последующим снижением на 20% ежегодно). Кроме того, Указом приняты меры для развития электромобильной инфраструктуры – создание автомобильных парковок и дальнейшее строительство зарядных станций. При этом до 2025 г. владельцы электрокаров будут освобождены от уплаты стоимости за пользование автомобильными парковками, находящимся в коммунальной собственности.
Указ придал дополнительную динамику развитию электромобильной инфраструктуры. На июль 2021 г. в Беларуси функционировало 450 зарядных станций (в марте 2020 г. их было 250). К концу года в планах чиновников довести их количество до 600 единиц.

20211020 new12

Хуже Европы, но лучше России
Безусловно, электротранспорт только начинает проникать на белорусский рынок. Это хорошо заметно по сравнению с экономически развитыми странами. Например, в Германии по состоянию на начало августа число электромобилей достигло 1 млн, что в пересчете на душу населения дает 1 электрокар на 83 гражданина. В Беларуси 1 электрокар приходится на 2337 граждан. В ФРГ таких впечатляющих показателей удалось достичь благодаря государственной поддержке развития электротранспорта – в 2020 г. субсидии, выделенные на электромобили, составили 1,25 млрд EUR.
В России на 1 января 2021 г. было зарегистрировано 10 836 электромобилей (в пересчете на душу населения – 1 электрокар на 13 471 человек). Здесь наши показатели в разы лучше. Это можно объяснить тем, что в России с недавних пор хоть и действует нулевая таможенная пошлина на ввоз электромобилей, однако ставка НДС при ввозе все также сохраняется на уровне 20%.

20211020 new13

Электромобилям белорусского производства все-таки быть
Не проигнорировали растущий спрос на электрический транспорт и белорусские производители.
В июле этого года первый замминистра промышленности Сергей Гунько обозначил ориентиры развития электротранспорта в нашей стране. Он заявил о планах по выпуску первой тысячи белорусских электромобилей с целью «прощупать рынок» – показать модель и привить культуру к покупке электромобиля с помощью программ кредитования и лизинга. Заниматься производством электромобилей непосредственно на территории Беларуси согласно Комплексной программе развития электротранспорта на 2021-2025 гг. (далее – комплексная программа) будет СЗАО «БЕЛДЖИ». Предприятию ставится задача выпуска электрического легкового электромобиля на основе модели Geometry C. Уже в 2021 г. им предстоит освоить серийный выпуск и произвести 1000 таких электромобилей.
Электрификация общественного транспорта
Не остается в стороне от электрического тренда и общественный транспорт…
Полную версию статьи читайте на сайте Экономической газеты

Печать