Энергоэффективность – отличная площадка для реализации преподавательских способностей. В Департаменте по энергоэффективности состоялся круглый стол для учителей

20150424 new1В Минске в Департаменте по энергоэффективности состоялся круглый стол для группы учителей целевых учреждений образования по преподаванию вопросов энергоэффективности на внеклассных/факультативных занятиях и включение вопросов энергоэффективности в учебный процесс. Мероприятие прошло в рамках реализации проекта «Энергоэффективность в школах».

Проведение круглого стола стало логичным продолжением серии семинаров-тренингов для преподавателей, которые были организованны проектом в прошлом году. Из теоретической части работа проекта в данном направлении перемещается в практическую плоскость: представители учреждений образования начинают делиться собственным опытом и наработками по внедрению вопросов энергоэффективности в учебный и воспитательный процесс.

Открывая работу круглого стола, заместитель директора Департамента по энергоэффективности Владимир Николаевич Комашко отметил, что за длинной и витиеватой формулировкой названия мероприятия скрывается простая суть – это обмен мнениями, живое общение и выработка рекомендаций. Владимир Николаевич приветствовал участников «на территории Департамента» и пожелал, чтобы полученный в результате работы опыт не остался внутри данной группы преподавателей, а получил широкую практическую реализацию в регионах.

20150424 new2«Энергоэффективность, это та достаточно редкая отрасль, когда экономический эффект совмещается с положительным экологическим эффектом», -отметил в своем приветственном слове Координатор проектов в области энергетики и защиты окружающей среды ПРООН Игорь Чульба. По его словам, энергоэффективность это не просто набор каких-то мероприятий, а определенный образ жизни, приучать к которому необходимо с самых юных лет. «Без вашего активного участия этот проект не может быть успешным»,-подчеркнул Игорь Чульба, обращаясь к преподавателям.

Об образовании в вопросах энергоэффективности и роли учебных заведений в работе с населением рассказала Лидия Павловна Калиновская, заместитель директора по учебно-методической работе УО «Республиканский центр экологии и краеведения». По её словам, сегодня в школах страны работает 1,5 тысячи факультативов по энергосбережению. Лидия Павловна отметила значение нетрадиционных подходов, приведя в пример привлечение к работе преподавателей-мультипликаторов и подчеркнула важность привлечения родителей к совместной деятельности с учащимися по вопросам энергоэффективности.

Заведующая ГУО «Ясли-сад №6 г.Ошмяны» Марина Валерьевна Мельникова в своей презентации поделилась опытом формирования у детей дошкольного возраста навыков экономного и рационального использования топливно-энергетических ресурсов. Она подробно рассказала о работе, которая ведется в данном направлении в детском садике, особо отметив роль игровых форм обучения.

О вовлечении учащихся в реализацию мероприятий по энергосбережению участникам круглого стола рассказала Елена Петровна Кандратович, заместитель директора ГУО «Средняя школа №4 г.Дзержинск». Она поделилась опытом применения модели организации деятельности учреждения образования как «Школы бережливых», отметила важность подкрепления конкретными примерами в семье тех знаний по энергосбережению, которые ребенок получает в учреждении образования.

«Инновации и технологии на службе современного учителя» -это тема презентации, которую провели директор УО «Витебский профессионально-технический колледж машиностроения им. М.В.Шмырева» Татьяна Ивановна Трушанина и методист данного учреждения образования Анна Ивановна Стукальцева.

С целью систематизации накопленного опыта и материала по теме энергосбережения преподавателями колледжа был создан мощный виртуальный интернет - ресурс «Создадим будущее вместе». В колледже активно применяют современные технологии для работы с учащимися. Лишь несколько примеров: домашние задания ученикам предлагается выполнять в «облаке», а сами задания можно получить с помощью мобильного телефона или планшета, считав соответствующий QR-код.

Первая часть мероприятия завершилась докладом эксперта Ассоциации «Образование для устойчивого развития» Софии Борисовны Савеловой, вместе с которой участники круглого стола искали место и роль учреждения образования в переходе от стратегии энергосбережения к становлению энергоэффективного образа жизни региона.

После перерыва участники круглого стола приступили к обмену мнениями, в рамках которого был затронут целый ряд вопросов:

- как вести образовательную работу по энергоэффективности непрерывно;
- как выделить свободные часы для занятий по энергосбережению;
- как и какие пособия по энергоэффективности переиздать, т.к. их не хватает;
- соблюдение авторских прав и вознаграждения авторам;
- легитимность тиражирования инициативных практик;
- нужен ли единый ресурс по вопросам преподавания вопросов энергоэффективности и возможно ли для создания ресурсного центра использовать имеющуюся базу – Витебский ПТК машиностроителей им. Шмырева;
- может ли Беларусь выступить инициатором международной партнерской инициативы по энергоэффективности;
- другие вопросы.

Очевидно, что участники дискуссии лишь затронули круг вопросов, более детальное обсуждение которых ещё предстоит в рамках следующих круглых столов и других мероприятий, проведение которых запланировано проектом «Энергоэффективность в школах».

Стоит отметить непринужденную и творческую атмосферу, в которой проходило заседание круглого стола, и где нашлось место даже энергоэффективным стихам и загадкам на тему энергосбережения.

Начальник Витебского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР Департамента по энергоэффективности Александр Егорович Кравченко отметил, что вопросы энергоэффективности и энергосбережения являются хорошей платформой для реализации преподавательских способностей. Это отличная площадка для самореализации преподавательского состава, - заключил он.

Печать